Печать книг. Офсет или цифра?

Новые технологии в печати полимерных этикеток

09.07.2010 17:15:18

Автор: Bob Hunt                          

Ситуацию, в которой оказались европейские типографии, специализирующиеся на печати книжной продуции, можно назвать двоякой. Наиболее ярко ее характеризует новость, которая пришла недавно из Великобритании: компания CPI объявила о намерении закрыть свою структуру Bath Press, которая занимается цветной печатью. В то же время исполнительный директор CPI в Соединенном Королевстве Майк Тейлор вкладывает деньги в монохромную типографию Clowes.

 

Сейчас Bath Press, одно из почтенных британских издательств, ведет консультации относительно возможного закрытия. Это связано с тем, что уже в течение нескольких лет оно не может сравняться по ценам с конкурентами из других стран, хотя и продолжает приносить прибыль.

Международная конкуренция

Выпуск цветных книг приносил Bath Press две трети оборота. Однако именно этот сектор печати больше других страдает от зарубежных конкурентов. В особенности достается сегменту детской литературы. При долгих сроках выполнения работ и сложных требованиях к подготовке издания такие заказы - просто идеальный «корм» для слаборазвитой азиатской экономики. Китайская типография Hung Hing на недавно прошедшей Лондонской книжной ярмарке заявила о запуске проекта по строительству нового предприятия на 20 тысяч рабочих мест, что в перспективе грозит обернуться серьезными трудностями для британских печатников. Но это отнюдь не единственная пугающая новость с Востока: как выяснилось в июле нынешнего года на полиграфической выставке в Гонконге, типографии со штатом в несколько сот человек считаются в Китае мелкими. Майк Тейлор недавно назвал ситуацию на рынке цветных книг «катастрофической» и добавил, что даже восточноевропейским полиграфическим предприятиям едва удается поспевать за вечной дальневосточной дешевизной.

Монохромная перспектива

С другой стороны, решение г-на Тейлора инвестировать в Clowes дает основания верить, что монохромная печать находится в гораздо лучшем положении и может стать полем для выгодных вложений. «Пока Китай не перенесется куда-нибудь в окрестности Ла-Манша, у монохромного книгопечатания в Британии есть будущее», - говорит он. Впрочем, в этой напряженной игре уже появляется третий участник - цифра. Ей достаются пока второплано-вые, но все более заметные роли на сцене книжного театра. Бывший директор Antony Rowe и нынешний глава Cpod Боб Хант Яркий пример нарастающей, словно снежный ком, азиатской конкуренции типографиям Старого Света - подарочное издание сказки «Снежная Королева» на английском языке, подготовленное к печати украинским издательством Ивана Малковича «А-ба-ба-гала-ма-га» совместно с британским Templar Publishing, но напечатанное в Китае замечает, что издатели переходят на цифровую технологию из соображений бережливости. «Это чисто экономический вопрос, - подчеркивает он. - Цифровая печать вносит изменения в схему расходов. Теперь ей по силам не только малые, но и крупные тиражи». Хант объясняет, что пересмотр издателями своих привычек -реакция на доступность цифры. Некоторые хотят, чтобы при выпуске первого же тиража, на который, как правило, уходит больше времени, была задействована цифровая техника, с тем чтобы между начальным и последующими тиражами не было расхождения. Другие делают заказ на 50-100 экземпляров при минимальной материальной базе, предпочитая скромный тираж кипам готовой продукции, которую, возможно, придется распродавать годами. Что касается упадка британского сектора печати цветных книг, то тут Боб Хант готов поспорить: «Качество возросло настолько, что разницы с офсетом просто не замечаешь. Те, кто раньше посмеялся бы над цифровыми технологиями, теперь воспринимают их всерьез».

Доходы с малых тиражей

Исполнительный директор TJ International Ангус Кларк прибавляет, что не в пример печати по требованию доход от малых цифровых тиражей составляет около 20% оборота его фирмы. «Издателю не нужно оплачивать складские издержки, так что риск уменьшается», - отмечает он. Персонализация также актуальна как никогда. В скором времени лондонцы смогут увидеть на автобусах рекламу нового сервиса Bobs Books, который позволит им заказать для свадебных фотографий высококачественные альбомы в жестком переплете, произведенные в Швейцарии. Такой индивидуализированный цифровой продукт мог бы занять прочное место в общественном сознании. Это и способно стать для отрасли решающим голом на последней минуте игры. ■


© 2008-2009 Типография ПРЕСС-ИНФОРМ, Украина - Черкассы